Два Гамлета на одной сцене: Премьера легендарного спектакля в Ташкенте

ноя 05 / 2015

alt

Предложенный ташкентским зрителям «Гамлет» был поставлен шекспировским «Глобусом» специально для мирового турне. Масштабы гастрольного тура поражают: в честь 450-летнего юбилея Шекспира спектакль, можно сказать, отправился в кругосветное путешествие. В течение двух лет – с 23 апреля 2014 года по 23 апреля 2016 года – «Глобус» должен объехать и показать «Гамлета» в 205 странах, т.е. даже в самых отдаленных уголках Африки. Неслучайным в этом свете видится и выбор актеров: состав труппы очень интернациональный. Роль Гамлета по очереди исполняют два актера – британец пакистанского происхождения Наим Хайят и нигериец Лади Эмерува. К слову, последний весьма удивил публику: темнокожего Гамлета здесь видели впервые.

alt

Доминик Дромгул, художественный руководитель «Глобуса», поставил «Гамлета» в традиции странствующего театра времен Шекспира – почти без декораций, с минимумом реквизита и грима. Так, троном для Клавдия и Гертруды служат чемоданы для перевозки вещей. Все актеры, задействованные в постановке, играют сразу несколько персонажей: не успеешь опомниться, а Полоний уже в роли могильщика, подает Гамлету череп бедного Йорика.  Или, например, актриса Дженнифер Леонг, играющая в дневном спектакле мужскую роль Горацио, а уже вечером она – Офелия.

alt

Узбекскому зрителю, привыкшему ко всему традиционному в театре: трагизму в образах, надрыву в исполнении, – было тяжело принять и понять эту быстроту и динамичность постановки. Публика ожидала хрестоматийности, но оказалась не готова к языку оригинала, обманувшись в своих традиционных представлениях. Актеры на сцене воспроизводили оригинальный текст, не используя каких-либо провокационных шуток или домыслов.

alt

Этот «Гамлет» стал пересказом всем известной истории, для многих показавшимся чересчур уж банальным. Обязанность режиссеров английской сцены «внятно рассказать историю» сыграла немного злую шутку – простоту постановку многие не поняли. Другим не хватило эмоций и трагизма в борьбе Гамлета с самим собой или в отношениях с Офелией. Образ этого Гамлета совсем не вязался с образами, созданными еще Иннокентием Смоктуновским или Владимиром Высоцким.

alt

«Смешанные впечатления от спектакля, в целом положительные. Видно, что довольно сильная актерская школа, хорошо звучат. Но, по мне, не хватило режиссерского прочтения «Гамлета». Или больше колорита того же исконного английского театра. Это довольно классическая постановка «Гамлета», каким мы его читали», – поделилась впечатлениями одна из зрительниц Анастасия Прядкина.

Тем не менее, еще на пресс-конференции Наим Хайят заявил, что эта постановка отличается от других, ее цель рассказать историю, а не показать свой взгляд на нее. Цель не только этой постановки, но самого турне, театра «Глобус». Актеры там – это путешественники, готовые сорваться в любой момент. С этим связан весь минимализм декораций и одежды: для того, чтобы из Гертруды превратиться в девушку на заднем плане Фиби Филдс было достаточно скинуть мантию. Кроме того, все актеры из труппы сами играют на музыкальных инструментах, аккомпанируя друг другу.

В Лондоне, постановки «Глобуса», по большей части уже превратившегося в музей, рассчитаны на демократическую публику. И в этом их особенность. Особенность, прославившая этот театр по всему миру. Возможно, наш зритель и остался без ожидаемого драматизма и накала страстей, но искренность актерской подачи не оставила аудиторию равнодушной.

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *