Зачем Узбекистану единый реестр для операторов и провайдеров почтовых услуг?

ноя 21 / 2019

alt

Сегодня, 21 августа завершилось обсуждение проекта постановления Кабмина ID-9873 о создании «Единого реестра операторов и провайдеров почтовых услуг» на базе Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций РУ.

На первый взгляд, документ вроде касается исключительно представителей сферы почтовых и курьерских отправлений. Но если вчитаться повнимательнее, вопрос вступления в реестр сводится к беспошлинным льготам при ввозе товаров для личного пользования, которыми смогут воспользоваться – внимание – только клиенты почтовых и курьерских компаний, вошедших в Единый реестр.

Цитируем: «Льготы, установленные законодательством по таможенным платежам, за товары, ввозимые в Республику Узбекистан через международные почтовые и курьерские отправления, распространяются только на операторов и провайдеров, включенных в Единый реестр».

Получается, не совсем добровольное вступление в реестр: если не вступишь – поставишь себя в заведомо неконкурентные условия по сравнению с другими игроками рынка. Достойная альтернатива для предпринимателя. Стоит ли при таких оборотах вообще упоминать в проекте постановления тезис «добровольная основа»?

В целом, в части создания Единого реестра хотелось бы сказать и про его явные плюсы для развития рынка и его чистоты. Основная суть создания реестра понятна – мониторинг и регулирование сферы почтовых и курьерских услуг, которая до настоящего момента регулировалась в основном за счет введения барьеров, досмотров и других ограничительных мер, что в итоге отражалось уже не операторах и провайдерах, а непосредственно на конечных получателях услуг данных компаний, то есть на населении.

Как отмечено в водной части проекта документа, в Узбекистане, помимо национального оператора почтовой связи АО «Узбекистон почтаси», предоставляющего населению универсальные социальные услуги по фиксированным ценам, отправлением и доставлением почтовых и курьерских отправлений занимаются еще около 200 субъектов частных предпринимателей.

Преимущество этих частных компаний в сравнении с национальным оператором – мобильность, скорость, гибкость и услуга «от двери до двери». Но таможенный комитет и его отдельные службы уже неоднократно указывали на то, что в числе этих компаний есть явные правонарушители, которые завозят коммерческий груз под видом «товаров для личного пользования», чтобы воспользоваться беспошлинными льготами. Как правило, такие компании долго на рынке не задерживаются, но плодятся активно и с завидным постоянством. А единый реестр, безусловно, позволит отслеживать такие компании и их действия.

Невозможно не обратить внимание еще на два интересных пункта в проекте постановления, в которых описаны условия вхождения в Единый реестр.

Первый – о необходимости соответствия определенным критериям почтовой безопасности и наличии технических средств для проверки почтовых и курьерских отправлений. С этим никак не поспоришь. Если компания таким требованиям не отвечает, то она просто не может существовать на рынке почтовых и курьерских услуг, где помимо повседневных отправлений могут оказаться бандероли с запрещенными веществами или биологическим оружием.    

Но, взяв хороший старт, разработчики проекта постановления решили включить еще несколько пунктов, которые все больше и больше сужают рамки для вхождения в реестр.

Например, одним из обязательных условий включения провайдера в единый реестр (Глава II п.7) является наличие договора с оператором почтовой связи, каковым на сегодняшний день является только национальный почтовый оператор «Узбекистон почтаси». Что это за договор и что он даст курьерским компаниям кроме права войти в реестр, в документе не объясняется. Может быть и есть какие-то адекватные причины, но пока это похоже на пресловутую господдержку национального оператора..

Дело в том, что на сегодняшний день у курьерских компаний просто нет необходимости обзаводиться договором с оператором почтовой связи, так как компании самостоятельно и оперативно осуществляют экспресс-доставку грузов «до двери» грузополучателя.  И поэтому, как правило, курьерские компании заключают нужные им для предпринимательской деятельности договора только с авиакомпаниями, что позволяет, не имея собственных самолетов, обеспечивать из-за рубежа доставку грузов клиентов. А также договора с местами обмена международных курьерских отправлений, где ввозимые на территорию страны грузы проходят обязательный таможенный досмотр и регистрацию. То есть, ты либо сам создаешь материально-технические условия для полного цикла таможенных процедур досмотра, либо идешь туда, где эти условия созданы. На сегодняшний день есть три технически-оборудованных места для обработки МКО (на постах таможенного досмотра на Северном вокзале, в международном аэропорту, а также на расположенном вблизи международного аэропорта посту «Бошпочта» на территории CPT-почта), с которыми на правах договоров сотрудничают курьерские компании.

Именно поэтому представители компаний-провайдеров считают, что необходимо из условий включении в Единый реестр убрать пункт о наличии обязательного договора с оператором почтовой связи, если у самих компаний нет необходимости в заключении такого договора.

И главное, если вступление в «Единый реестр операторов и провайдеров почтовых услуг» будет определять право компаний на таможенные льготы, процессу включения в этот реестр должна быть обеспечена максимальная прозрачность, исключающая любую коррупционную составляющую и любые другие возможности манипулирования со стороны ведомств.  

 

 

Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *